Как распознать аутизм у ребенка? Что об этом говорит наука
Объясняют специалисты фонда «Обнаженные сердца»
Редакция портала Правмир
18 октября, 2020
У одного из 160 детей в мире диагностируют аутизм, по данным ВОЗ. У всех людей с расстройствами аутистического спектра есть похожие трудности, но РАС влияет на них по-разному. Как распознать у ребенка черты аутизма и вовремя обратиться к специалисту? «Правмир» публикует отрывок из книги «Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра», которую недавно выпустил фонд «Обнаженные сердца».
Аутизм — это расстройство развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, а также существующие трудности в обработке сенсорной информации и повторяющееся или ригидное поведение (определение DSM-5).
Аутизм — спектральное расстройство; это означает, что у всех людей с аутизмом есть похожие трудности, но аутизм влияет на них по-разному. У некоторых людей с аутизмом есть сопутствующие проблемы с тем, как они учатся и усваивают информацию, проблемы с психическим здоровьем или другие коморбидные состояния, а это означает, что все эти люди нуждаются в разных уровнях поддержки.
Все люди, находящиеся в спектре аутизма, могут учиться и развиваться. На сегодняшний день считается, что аутизм — это нарушение в развитии, им нельзя заразиться или заболеть, от него нельзя исцелиться. При правильной поддержке всем людям с РАС можно помочь жить более полноценной жизнью.
Почему важно поставить диагноз
Содержание статьи:
Похожими трудностями, которые объединяют всех людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), являются дефициты в области социального взаимодействия и коммуникации, наличие повторяющихся, стереотипных форм поведения и особенностей обработки сенсорной информации.
Родители отмечают, что уже при возникновении первых подозрений им было очень полезно понять, какие именно дефициты РАС наблюдаются у их конкретного ребенка, что современная наука знает об аутизме и чего не знает, и сориентироваться в том, какие именно программы помощи выбрать. Это помогает родителям говорить на одном языке со специалистами, а зачастую и получить достоверный диагноз как можно раньше.
Также понимание диагноза может дать ответы на вопросы о том, как ребенок с аутизмом воспринимает окружающий мир, какие трудности может испытывать и почему одни стратегии вмешательства будут эффективны при работе с ребенком с РАС, а другие — нет.
У РАС много имен: аутизм, ранний детский аутизм, атипичный аутизм, неспецифическое расстройство развития детского возраста, синдром Аспергера, классический аутизм Каннера, детское дезинтегративное расстройство. Согласно последней версии классификации психических расстройств, все они на сегодняшний день входят в единый диагноз расстройств аутистического спектра. Далее в тексте этой публикации мы используем термины «аутизм» и РАС в качестве синонимов.
Как распознать РАС
Все основные проявления РАС объединены в так называемую «диагностическую диаду», включающую в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся паттерны (образцы, шаблоны) поведения, области интересов и активностей. Ключевые дефициты социального взаимодействия и коммуникации заключаются:
Ограниченные повторяющиеся паттерны поведения, интересов и активностей, входящие в диагностическую диаду РАС, выражаются:
Многие дети с аутизмом более остро воспринимают звуки и запахи или обращают внимание на детали, кажущиеся нам малоинформативными. Обычные сенсорные стимулы (особенно в местах большого скопления людей) могут вызывать у таких детей сильный стресс и даже физическую боль, становясь причиной поведенческих трудностей. У других детей с РАС, наоборот, может наблюдаться сниженный порог чувствительности к некоторым сенсорным сигналам, и такие дети могут быть экстремально терпимы к высокой или низкой температуре или к боли.
Конечно, некоторые из описанных особенностей могут быть свойственны и людям без аутизма. Например, новые знакомства для очень застенчивого человека сродни подвигу. Нередко встречаются педантичные люди, для которых соблюдение особого расположения вещей и чистоты в доме является крайне важным. Другие сверхчувствительны к громким звукам и не выносят яркого света. Однако диагноз РАС может рассматриваться только в случаях, когда без внешней поддержки эти трудности очевидно мешают успешно самостоятельно адаптироваться и полноценно функционировать в социуме и при отсутствии программ помощи существенно влияют на качество жизни.
Таким образом, только если человек не обладает достаточными адаптивными возможностями и симптомы диагностической диады вызывают у него «значимые ограничения в социальной, профессиональной или других важных областях ежедневного функционирования», с которыми он не может справиться без внешней поддержки и помощи, можно предполагать наличие у него расстройства аутистического спектра.
Как не пропустить аутизм у ребенка?
Подробнее
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.