Все о психологии и отношениях

Мнемотехника для развития памяти ребенка

0 0

Каждый человек хочет иметь идеальную память – с тем, чтобы получить возможность запоминать  большие объемы информации. Такое умение приносит большую пользу для учебы, работы и личных целей. Поэтому большой интерес у многих людей вызывают специальные техники, содействующие улучшению и правильному развитию особенностей памяти. Как показывает практика, применять их лучше, начиная с раннего детства, ведь только тогда можно добиться хороших результатов. Цель нашей статьи – дать максимально полезные сведения о том, как выучить мнемотехнику – одно из известных направлений, а также насколько она полезна для запоминания.

Что такое мнемотехника?

Мнемоникой называют искусство запоминания разной информации в большом объеме. Основные принципы ее овладения – мнемотехника предусматривает определенную теорию и разные  практические приемы. В наши дни она широко задействуется в школах, детских садах и в группах развития детей. Специалисты считают, что с ее помощью у нынешнего поколения людей есть возможность избежать излишней забывчивости и старческого маразма. Примечательно, что само название направления имеет греческое происхождение и образовано от имени богини памяти Мнемозины. В свое время этой наукой занимались Джордано Бруно, Аристотель, Бонапарт, Юлий Цезарь.

Мнемотехника для развития памяти ребенка

Мнемотехника для развития памяти отличается тем, что она полностью отрицает эффект механического запоминания. Ее ключевая задача – работа в ассоциативном стиле. Это происходит тогда, когда разные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. В качестве примера можно привести небольшую присказку, известную любому школьнику, о фазане и охотнике.   Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Используя подобную методу,  можно запечатлеть в памяти любую информацию.

Кому подходит мнемотехника

Мнемотехника для детей, содействующая развитию у них уникальной памяти, дает возможность в дальнейшем лучше усваивать учебный материал в школе. Кроме них, данный метод чрезвычайно будет полезен для других людей, например:

  • студентам – позволяя существенно сокращать время подготовки к экзаменам;
  • преподавателям – как метод запоминания последовательности учебного материала в лекции;
  • ораторам – ораторское искусство вообще немыслимо без мнемоники;
  • бизнесменам – для точного запоминания информации о нужных им людям;
  • для каждого человека – чтобы сохранить свое здоровье как можно дольше.

Как показывает практика, дети дошкольного возраста чрезвычайно восприимчивы к этой технике, и поэтому большинство специалистов рекомендует обратить внимание на мнемотехнику с самого раннего детского возраста.

Как работают приемы мнемотехники

Обычно в мнемотехнике используются два основных объекта запоминания — цифры и слова. Если вы решили объяснить ее принципы для дошкольника, то можете предложить ему использовать принцип ассоциации, объяснив, что нолик похож на бублик, двойка – на лебедя, буква Ф – на подбоченившегося человечка, прочее. Такие приемы позволят ему быстрее выучить азбуку и первые цифры.

Мнемотехника для развития памяти ребенка

Для детей школьного возраста можно предлагать упражнения посложнее. В этом плане допустимо использование следующих приемов:

  • Запоминание по начальным буквам – об этом способе уже было упомянуто несколько выше – на примере охотника и фазана;
  • Рифмы – если ребенок любит стихи, он может попытаться зарифмовать определенное слово; этот прием также весьма эффективный для развития речи;
  • Созвучия – помогает запоминать сложные и длинные слова, а также терминологию;
  • Визуализация – лучше всего получается у младших школьниковдля запоминания какой-либо информации у них в голове создаётся определённая картинка;

    Мнемотехника для развития памяти ребенка

  • Зрительная (эйдетическая) память – подразумевающая почти фотографическое запоминание деталей;
  • Цифровые алгоритмы – используются детьми в более старшем возрасте для запоминания формул и разных чисел, соотнося их, например, со знакомыми, памятными датами.

Как работает мнемотехника на практике, можно узнать только, применив различные способы, присущие ей. О том, как это сделать, мы расскажем вам в следующей главе.

Практические приемы мнемотехники

Как научиться правильно тренировать мозг? Среди наиболее действенных методов мнемотехники, применяемых для детей,  нужно отметить следующие:

Акростих

Информация, которую нужно запомнить, находится в начальных буквах слов в стихотворении строчке или словосочетании, но при этом по смыслу не имеет к источнику никакого отношения. Например, для детей 7 лет будут интересны следующие:

Листья зеленые слабо колышутся,

Еле заметен дневной ветерок,

Теплое солнышко, яркие бабочки –

Очень все лето любят, дружок.

Мнемотехника для развития памяти ребенка

Замела метель дорожки

И пошла по мостовой,

Мехом белым сад укрыла

А потом пошла домой.

Мнемофраза

Это легко запоминающееся словосочетание, которое в легкой и доступной форме объясняет полезную информацию. Наверняка все школьники, изучающие геометрию, отлично знают шутливые правила о крысе-биссектрисе и пифагоровых штанах.

«История»

Цель этого метода – сочинить на основе слов, который нужно удержать в памяти, в смешную историю. Таким «творчеством» очень любят заниматься детки 5 лет. К примеру, малыш идет в магазин с папой, которому нужно купить кефир, батон, туалетную бумагу и сосиски. В таком случае можно придумать следующую историю: «Нам с папой нужно быстро позавтракать дома бутербродами с батона и сосисок, запить это кефиром, и вытереть руки туалетной бумагой».

Цепочка

Метод похож на предыдущий, только здесь все предметы запоминаются в определенной и закономерной последовательности.  Например – сосиски прячутся в разрезанный батон, который обертывается туалетной бумагой и вымачивается в кефире.

Мнемотехника для развития памяти ребенка

Чем нелепее и смешнее получится у вас история, тем лучше она запомнится.

Неоценимая польза для развития памяти ребенка

Преимуществ использования мнемотехники для детей достаточно много. Из них самые значимые следующие:

  • улучшение памяти, внимательности, воображения, фантазии;
  • правильное развитие речи, увеличение словарного запаса;
  • увеличение знаний об окружающем мире;
  • формирование образного и абстрактного мышления, интеллекта;
  • умение выстраивать логические цепочки;
  • чтение, пересказ и придумывание сказок для детей уже в 6 лет становится любимой игрой.

Также при помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, развивать общительность. Включая в работу оба полушария головного мозга, мнемотехника создают хорошие предпосылки для раскрытия творческих способностей у детей.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

три × пять =